Психолог Новосибирск

Александра Павловская 8 913 063 92 73

Трудный орешек. Как работает психотерапия?

Когда человеческий детеныш растет, ему нужно «любовь мамы и уважение отца».

Мама и отец тут – два начала, две смыслоэнергосистемы, которые прописывают программы у ребенка.

Технически, биологически, «мамой» может оказаться дядя-вдвэшник, а «папой» – старшая по дому.

Трудные истории – это истории, когда ребенок сочинял для себя «родителей» сам. В меру сил и собственных фантазий.

Итак, часть первая – есть корневая структура, которая встала как встала. Дальнейшие конструкции наворачиваются сверху.

В оптимальном варианте есть навык и опыт любить и быть любимым, есть навык и опыт быть достаточным, состоятельным, умелым, причем, по-размеру (себя и жизни).

Вторая часть сложностей в том, что для ребенка сила родителей велика. Они КРУЧЕ богов для него. Абсолюты.

И это верно. Мама любит = мама кормит, обнимает, лечит, целует, утешает, слушает.

Папа любит = папа кормит, подбрасывает к облакам и ВСЕГДА уверенно ловит сильными руками, учит ловить рыбу, защищать себя и объясняет, почему небо синее.

Кто из нас не захотел бы войти в Мир, где тебя встречают так, правда?

Для ребенка любовь и уважение родителей слиты с благами, которые он получает. С регуляцией эмоционального состояния, с едой, здоровьем, безопасностью, со всем материальным, эмоциональным, когнитивным.

Тебя любят + тебя ценят = ты владеешь всем, ты буквально любимое дитя Абсолюта, самых сильных и прекрасных существ в мире, твоих мамы и папы.

И, что важно, они твою любовь радостно принимают в ответ! Взаимность – это великое счастье.

Если и когда происходит обрыв связи – это самая сильная боль в мире.

Если и когда не происходит установки такой связи – это бесконечная тоска и голодный поиск любви и смысла, того самого контакта.

А сложность здесь в том, что для взрослого человека, что нуждается в контакте и напитывании любовью и самоценностью, материальная часть мира уже полностью в его владении, а потребности в любви, близости, эмоциональной безопасности и самоценности технически отделены от их материального воплощения.

Но для ребенка внутри него, для ребенка, которым взрослый себя все еще ощущает, ОТНОШЕНИЕ должно быть подтверждено мгновенным решением всех его проблем, ВКЛЮЧАЯ материальные, моральные, эмоциональные, физические, потому что для ребенка это так устроено и так работает.

Третья часть проблемы в том, что для реальных изменений нужно переопределить статус себя. Буквально пересобирать внутреннюю конструкцию заново, но тут работает блок из «магической выгоды».

У ребенков есть своего рода иррациональная, магическая защита «ПРАВО ДИТЯ».

«он маленький, ему ПОКА можно» – соответственно, агрессии от мира меньше, требований меньше, а защиты, поддержки, помощи больше.

«что с него взять, он дурак, ничего не понимает» (и махнули рукой). А был бы умный (взрослый), тогда получил бы по полной!

И получается, что пока я определяю себя, как ребенка (маленького) я ГАРАНТИРОВАННО нахожусь под защитой «бога» (эволюции) – раз,

Я верен своему роду, семье, маме и папе, а значит, нужно еще чуток подождать и я получу все то, что мне причитается – два.

Пересмотреть всю эту систему и привести в соответствие с реальностью на бессознательном уровне изначально воспринимается как «отказаться от всемогущества и бессмертия» буквально сразу.

И вот зачем нам все это нужно знать, понимать? Причем, не просто проскользнуть – продремать сквозь текст, пролистнув сложные когнитивные конструкции, а прочитать несколько раз, понять концепции умом.

Затем прочитать еще несколько раз и прожить изнутри, чтобы прогрузилось через «правое полушарие», то есть, из тела, из души, соотнеслось с личным ОПЫТОМ: а, так вот почему я тут останавливаюсь. А, так вооот в чем причина того, что я делаю так-то и не делаю вон то.

Зачем это?

Чтобы реально повзрослеть и реально изменить конфигурацию психологического пространства себя, которое гарантирует ту боль, трудности и проблемы, что есть сейчас.

Чтобы перестать быть повторяющимся напевом и стать композитором собственной симфонии жизни.

Практическичтобы действительно разобраться как у вас все внутри работает, как за этим всем ухаживать, как что-то «чинить», лечить, растить и т.д.

А можно НЕ понимать?! Вас, психологов, на это учили, я вам денежку заплачу, а вы мне просто скажите, что делать?

Представьте, что вы очень хорошо умеете водить машину. И у вас большой стаж.

И вот вам звонит дочь вашего лучшего друга «из тундры». Она застряла в лесу («где она его там нашла, в тундре?!»). Вокруг волки, медведи и злые лисы. Девятихвостые. Она голодная, избитая, плачет. И у нее есть что-то вроде вездехода. А может быть, лодка. Или вертолет. Она не знает, да и какая разница, “дядя Вася, просто спаси меня! Скажи, что делать!”

И, кажется, тут цистерны с топливом имеются.

И она умоляет вас, чтобы вы ей помогли выбраться. Но водить она не умеет. И вообще не знает ничего, но ей знакомая подружка говорила, что обязательно нужно покормить повозку, и она собрала богульник из последних сил, и запихала его машине в рот («выхлопную трубу забила мороженным мусором?!!!» вы где-то близко к «состоянию Кафки» подходите тут), но машина не ожила. Что делать?!! Помогите!!!

Это метафора, поэтому две опции:

А. «сейчас вызову МЧС, прилетят, спасут»

Б. «….ругаясь матом, прилететь, вытащить дуреху лично, потом дать по башке другу, чему он дочь учил?!!»

ОТКЛЮЧЕНЫ

Полностью. Технически такой возможности нет.

У вас есть в лучшем случае два часа в неделю сеанс связи. Или час в неделю.

В трудном – случайным образом, раз в несколько месяцев.

Теперь ответьте, пожалуйста, сами: нужно ли этой девушке ПОНИМАТЬ (на минималках, но на реалистичных, ключевых и практичных минималках) ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ у нее там устроено?

Мой ответ – да, нужно. Если она не видит картины в целом, то

А. «заправь машину бензином» – для нее звучит на китайском. А вот «покорми коня» она понимает, и поэтому делает то, что умеет. Да, минусуя последние ресурсы и да, нанося вред себе.

Б. даже если вы ей успеваете внятно сказать, ЧТО конкретно нужно сделать и она делает именно это, и у нее «машина поехала», то есть десяток опций, которые вам не видно, а она о них даже и не скажет, так как для нее они в зоне «дядя – то есть вы – великий волшебник, он сам все видит и знает».

Поэтому, разбираться в собственном устройстве, людях и жизни на уровне хотя быть «пользователя – чайника» необходимо. Тут просто без вариантов.

Почему это так? Зачем это? – два вопроса, который должны активно жить у вас в голове.

– Почему я оказалось в этой лесо-тундре? – спрашивает себя наша героиня. – Потому что … и дальше идет длинный список причин, с которыми ей предстоит разобраться.

– А зачем (чтобы что, цель какая) я тут? – и снова ответы. И снова дальше активные действия, осознанность и движение -взросление.

– А это что? А это как устроено? – ребенок, любой ребенок, обладает потребностью в ПОЗНАНИИ себя и мира. И она, эта потребность, наше видовое, ключевое, эволюционное преимущество.

А бонусами в Игре очень полезно пользоваться, правда? )

Резюме текста:

Чтобы человеку (вам) жилось счастливо, умело, в успехе и любви в реальной жизни, нужно разобраться «как это работает» и настроить систему под себя.

И все отлично получится!

Чтобы ее настроить, нужно понять, что разные блоки психического пространства определяются разными процессами: динамика, скорость, глубина и т.д. В метафоре: как стихии Земли, Воды, Воздуха, Огня имеют разные особенности.

Любовь = эмоциональное тепло и безусловный импульс: ЖИВИ! – это отдельно

Уважение = ты можешь, вот тут твои границы, тут зона развития, ты ДОСТАТОЧНЫЙ и ЦЕННЫЙ (как и другие люди, достаточные и ценные) – это отдельно

Уникальность = экзистенциальная неповторимость, смысл и восторг – отдельно

И разное другое, что будет актуально лично для вас в вашей истории – отдельно.

Просто начинайте исследовать и разбираться со своими процессами.

– Но это все очень, очень, очень, неимоверно сложно!!!!!! Я не хочу думать! У меня вообще чувств нет! Я хочу, чтобы оно само как-то наладилось! – если вы просто прочитали только один этот текст полностью, прожив свои примеры и приложив усилия, чтобы его осмыслить, вы уже сможете ответить себе из состояния какого возраста звучит этот крик-требование-жалоба.

И, возвращаясь в метафоры. Вы, дочь лучшего друга и ее жалоба-истерика «почини мне мир немедленно» из верхних этажей ада. Какая ваша реакция будет? Чему ваш друг должен был бы научить ее давным-давно?

Буквально ЗАПИШИТЕ свой ответ.

А почему ей нельзя сказать «твой папа редиска, твоя мама редиска, они вредители, что тебя вовремя жить не научили»? Что будет, если ей это сказать? Зачем это говорить?

И какие слова найти В МОМЕНТЕ, чтобы помочь ей-метафорической или вам реальному, чтобы выбраться из той действительно трудной и болезненной истории, в которой вы где-то около сейчас?

Резюме еще раз 🙂

Если жизнь так сложилась, что в прошлом вы чего-то не знали, поняли ошибочно, упустили,

если вам тупо НЕ повезло (вашим маме и/или папе не повезло) и изначально часть вашей системы встала криво,

то мы РАДУЕМСЯ (реально и честно, это действительно КРУТО – тут вам уже повезло), что у вас есть возможность разобраться, как все это устроено буквально сейчас.

И исцелить, напитать, создать заново, изменить все те части внутреннего мира, что “болеют”, деструктивят, заблокированы или изначальное не прописаны (пустые области).

И у вас все отлично получится!

И сам процесс, как только вы его распробуете, феерично-увлекательно-прекрасен.

И да, это и есть осознанная вовлеченность в лично вашу, уникальную, жизнь!